• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Полный курс русской истории: в одной книге (Благовещенский)
    Иван Васильевич Грозный (1533–1584 годы)

    Иван Васильевич Грозный (1533–1584 годы)

    Смерть отца (1533 год)

    Смерть царя произошла неожиданно, от «глупой» болячки, которая вдруг открылась на его теле. Для лечения этой напасти, обнаруженной во время любимого царского занятия – охоты, тут же пригласили лучших лекарей. Михаил Львович Глинский не отходил от Василия и давал лекарям советы – считалось, что он тоже сведущ в лечении недугов. Но прописанные тогдашними докторами средства – пшеничная мука с пресным медом и печеный лук, которые прикладывали к больному месту, большого облегчения не принесли: болячка загноилась, вышел даже стержень, потек гной, боль усилилась, скорее всего – началось заражение крови. И если сначала Василий думал, что его недуг излечится, теперь он вдруг понял, что это смертельная болезнь, и созвал своих самых близких князей и бояр, дабы решить, как и кем будет управляться государство после его смерти. Брата Юрия он старательно избегал и даже общался с ним, делая вид, что вполне здоров. Больше всего он боялся перехода власти помимо детей к этому брату. Зато Андрей находился при нем практически до конца. Михаил Львович тоже был рядом, пусть его советы и не могли спасти царю жизни. Василий велел привезти устаревшие духовные грамоты и ту, которую составили еще при прежней царице, приказал сжечь. Составили новое завещание. Этой грамоты не сохранилось, но известны слова, которые были там записаны:

    «Приказываю своего сына, великого князя Ивана, Богу, Пречистой Богородице, святым чудотворцам и тебе, отцу своему, Даниилу, митрополиту всея Руси; даю ему свое государство, которым меня благословил отец мой; а вы, братья мои, князь Юрий и князь Андрей, стойте крепко в своем слове, на чем вы мне крест целовали, о земском строении и о ратных делах против недругов моего сына и своих стойте сообща, чтоб православных христиан рука была высока над бусурманством; а вы, бояре, боярские дети и княжата, как служили нам, так служите и сыну моему, Ивану, на недругов все будьте заодно, христианство от недругов берегите, служите сыну моему прямо и неподвижно».

    «Знаете и сами, что государство наше ведется от великого князя Владимира киевского, мы вам государи прирожденные, а вы наши извечные бояре: так постойте, братья, крепко, чтоб мой сын учинился на государстве государем, чтоб была в земле правда и в вас розни никакой не было; приказываю вам Михайлу Львовича Глинского, человек он к нам приезжий; но вы не говорите, что он приезжий, держите его за здешнего уроженца, потому что он мне прямой слуга; будьте все сообща, дело земское и сына моего дело берегите и делайте заодно; а ты бы, князь Михайло Глинский, за сына моего Ивана, и за жену мою, и за сына моего князя Юрья кровь свою пролил и тело свое на раздробление дал».

    На этого чужеродного Глинского он имел большие надежды. Перед смертью к царю принесли маленького Ивана, Василий его благословил на царство, а мамке наказал беречь пуще зеницы ока. Потом, по обычаю (хотя и против боярской воли) его постригли в монахи под именем Варлаама. 3 декабря 1533 года, с середы на четверг, в 12 – й час ночи Василий умер.

    Трехлетний наследник Иван Васильевич был официально провозглашен царем.

    Регентство Елены (1533–1538 годы)

    «опекунский совет» из боярина Михаила Юрьевича Кошкина, князя Михаила Львовича Глинского и Шигони, которые должны были помогать матери царевича Елене управлять страной. Малолетний царевич был поставлен на царство по обычному для этого обряду:

    «…начали государя ставить на великое княжение в соборной церкви Пречистыя богородицы митрополит Даниил и весь причет церковный, князья, бояре и все православное христианство; благословил его митрополит крестом и сказал громким голосом: «Бог благословляет тебя, государь, князь великий Иван Васильевич, владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский, смоленский и иных земель многих, царь и государь всея Руси! Добр здоров будь на великом княжении, на столе отца своего». Новому государю пропели многолетие, и пошли к нему князья и бояре, понесли дары многие; после этого отправили по всем городам детей боярских приводить к присяге жителей городских и сельских».

    По русскому закону до совершеннолетия государя от его имени должна была править царица-вдова.

    Сразу после похорон вокруг брата царя Юрия стала формироваться группа заговорщиков, которая хотела привести того к власти. Верные бояре тут же бросились к Елене с вопросами, что делать с Юрием, на что она сказала: «Как лучше, так и поступайте». Юрия тут же взяли под стражу и заперли в палате, где прежде сидел в заключении несчастный Дмитрий. Первое время главными советниками при Елене были Шигона Поджогин и князь Михаил Глинский, именно к ним ходили с докладами. Но таковое положение вещей было не долгим: Елена нашла тесный контакт с мамкой Аграфеной, а через нее – с князем Иваном Телепневым-Овчина-Оболенским, родным братом мамки. И когда настал час выбирать между дядей и Оболенским, Елена предпочла последнего. Михаил Аьвович, который, казалось, достиг при московском дворе тех же почестей и славы, что и при литовском, вдруг оказался в опале. Припомнили вдруг, что Глинский приводил лекарей к царю, сам неотступно был при его постели, значит – отравил, тем более что о Глинском даже и придумывать ничего не нужно было: в Литве его также обвиняли в отравлении Александра! Бедного Глинского схватили и посадили в ту же палату, где он прежде сидел в оковах после пересылки с Сигизмундом!

    В заточении он и умер.

    – и брат умершего царя Андрей, которого Елена подозревала в подготовке мятежа. При переговорах с соседними государствами тайна, где находятся братья Василия, должна была соблюдаться неукоснительно. Послам было велено на вопрос о Юрии и Андрее отвечать:

    «…князь Андрей Иванович на Москве у государя, а князь Юрий Иванович государю нашему тотчас по смерти отца его начал делать великие неправды через крестное целование, и государь наш на него опалу свою положил, велел его заключить».

    На первые годы регентства Елены приходятся те основные военные столкновения, что стали знаковыми для всего царствования Ивана Васильевича, – Литва, Казань, Крым. Сначала малолетством его попытались воспользоваться в Литве, но военные действия развивались не в пользу Сигизмунда. Затем этой же ситуацией воспользовались крымские орды, но туда были посланы войска, дабы вернуть статус-кво. От взаимоотношений с крымским ханом зависели и отношения с

    Казанью: казанские татары ходили набегами на русские земли. Все эти вопросы всплыли снова и после совершеннолетия Ивана Васильевича. Елена Глинская этого не дождалась: она умерла 3 апреля 1538 года, по общему мнению современников – от яда.

    Боярское управление

    Иван Оболенский был тут же схвачен, брошен в темницу, где и умер, как пишет историк, от тяжести оков и недостатка в пище. На протяжении пяти лет князья Шуйские практически владели всей страной, приближая или отдаляя других вельмож. Единственным препятствием этой неограниченной боярской власти был только подрастающий наследник. Впрочем, пока он был мал годами, его совершенно не стеснялись и выясняли свои отношения прямо при мальчике. Так что Иван имел несчастье наблюдать, как унижают митрополита или бьют по лицу знатного вельможу. Неудивительно, что Иван рос раздражительным, пугливым, развивался, по словам Соловьева, преждевременно во всех отношениях.

    «По смерти матери, – поясняет историк, – Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей; среди эгоистических стремлений людей, окружавших его, Иоанн был совершенно предоставлен самому себе, своему собственному эгоизму. При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем, и хотя не мог править государством на деле, однако самые формы, которые соблюдать было необходимо, например посольские приемы и прочее, должны были беспрестанно напоминать ему его положение; необходимо стоял он в средоточии государственной деятельности, в средоточии важных вопросов, хотя и был молчаливым зрителем, молчаливым исполнителем форм. Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, перед ним наглым, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти; в то же время он ясно понимал свое верховное положение, ибо те же самые люди, которые не обращали на него никакого внимания, которые при нем били, обрывали людей к нему близких, при посольских приемах и других церемониях стояли пред ним как покорные слуги; видел он, как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться; да и было около него много людей, которые из собственных выгод, из ненависти к осилившей стороне твердили, что поступки последней беззаконны, оскорбительны для него. Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце – самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте! Голова ребенка была постоянно занята мыслию об этой борьбе, о своих правах, о бесправии врагов, о том, как дать силу своим правам, доказать бесправие противников, обвинить их. Пытливый ум ребенка требовал пищи: он с жадностию прочел все, что мог прочесть, изучил священную, церковную, римскую историю, русские летописи, творения святых отцов, но во всем, что ни читал, он искал доказательств в свою пользу; занятый постоянно борьбою, искал средств выйти победителем из этой борьбы, искал везде, преимущественно в Священном писании, доказательств в пользу своей власти, против беззаконных слуг, отнимавших ее у него. Отсюда будут понятны нам последующие стремления Иоанна, стремления, так рано обнаружившиеся, – принятие царского титула, желание быть тем же на московском престоле, чем Давид и Соломон были на иерусалимском, Август, Константин и Феодосий – на римском; Иоанн IV был первым царем не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне все значение царской власти, первый, так сказать, составил себе ее теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически». В этом несчастном детстве более, чем в чем-либо ином, Соловьев и предлагает искать истоки тех страшных особенностей правления Иоанна Четвертого, которыми это время отложилось в истории. Позже, ведя переписку с беглым князем Андреем Курбским, Иван так говорил о своем тяжелом детстве, не забывая ни единой мелочи: «По смерти матери нашей, Елены, остались мы с братом Георгием круглыми сиротами; подданные наши хотение свое улучили, нашли царство без правителя: об нас, государях своих, заботиться не стали, начали хлопотать только о приобретении богатства и славы, начали враждовать друг с другом. И сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего, умертвили! Дворы, села и имения дядей наших взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в большую казну, причем неистово ногами пихали ее вещи и спицами кололи, иное и себе побрали; а сделал это дед твой – Михайла Тучков… Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище: ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, локтем опершись о постель нашего отца, ногу на нее положив. Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалованье, а между тем все себе взяли; и детей боярских жаловали не за дело, верстали не по достоинству; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных и написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследственное добро; а всем людям ведомо: при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая, зеленая, на куницах, да и те ветхи; так если б у них было отцовское богатство, то, чем посуду ковать, лучше б шубу переменить. Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие напасти от них были соседям, исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо того везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде». Все он запомнил, и то, как вещи матери протыкали спицами, как ее казну пинали ногами, как перебили на золотых сосудах, принадлежавших царской семье, имена, заменив прежние на родительские, и даже какого цвета была шуба у князя Ивана Шуйского. Эта детальная, особая память Ивана, сохранившая все до мелочей, была памятью об обиде, а обида требует отмщения. Процесс отмщения Иван Васильевич начал, по словам Курбского, с тварей бессловесных, то есть кошек, которых скидывал с верха теремов, что радовало его «пестунов», а потом стал употреблять и людей: «собрал около себя толпу знатной молодежи и начал с нею скакать верхом по улицам и площадям, бить, грабить встречавшихся мужчин и женщин, поистине в самых разбойнических делах упражнялся, а ласкатели все это хвалили, говоря: „О! Храбр будет этот царь и мужествен!“»

    Причину злосердия царя Курбский видел в воспитании, но воспитатели не предполагали, что так царевич вымещает свою обиду, пробует силу, а когда утвердится в силе, будет худо и обидчикам. Первым «за воспитание» поплатился Андрей Шуйский: юный царевич отдал того псарям, его и убили, таща к темнице. Остальных обидчиков Иван разослал по городам, прочь от московского двора. Ивану было тринадцать лет.

    Дальше – больше. В опалу попали Горбатый, Палецкий, Воронцов, Кубенский, а Бутурлину и вовсе отрезали язык… за невежливые слова. Бояре стали жить в великом страхе. Иван то бросался на них, то прощал. Зато к себе он стал приближать неродовитых людей, не имеющих спеси и гордости.

    В шестнадцать лет Иван призвал к себе бояр и объявил, что желает жениться. Но прежде того он потребовал, чтобы его венчали на царство. 16 января 1547 года состоялось это венчание на царство (аналог был уже известен – венчание внука Ивана Третьего Дмитрия), и Иван Васильевич стал именовать себя официальным титутом «царь». Если прежде это слово встречалось в русской речи, но не в государственных документах, теперь Иван Васильевич так именовал себя и внутри государства, и за его пределами. Невесту молодому царю было предписано искать по всей русской земле, выбрана была Анастасия – дочка умершего боярина Романа Захарьина-Кошкина. Свадьба состоялась 3 февраля, а спустя десять дней начались «знамения» – по Москве прошли страшнейшие пожары, сгорело несколько церквей, чудом уцелел и сам царский дворец, в огне погибло больше 1700 человек. Прошел слух, что Москву сожгли чародейством, Шуйские стали тут же пускать слухи, что им известно имя поджигателей: во всем обвиняли Глинских, а точнее – старую Анну Глинскую, бабку Ивана, называли ее колдуньей. В июне толпа бунтовщиков убила дядю Ивана Юрия Васильевича Глинского прямо в Успенском соборе. Иван тогда находился в своем дворце в селе Воробьево. Бунтующая толпа окружила дворец и потребовала, чтобы он отдал на растерзание свою бабку – Анну Глинскую. Царь тут же велел бунтовщиков схватить и зачинщиков казнить. Народ, увидевший, что царь на страх не поддался, успокоился и разошелся.

    Ивановы реформы

    Именно в этот пугающий момент и появился новгородский пресвитер Сильвестр, быстро ставший любимцем у царя. Приблизил к себе он и Алексея Адашева, человека низкого звания, теперь тот получил чин окольничего.

    «Из молодого человека, преданного удовольствиям, – сказал Соловьев о царе, – он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях делами государственными».

    – торжественно объявить всему народу, что он начинает управлять государством. Для этого в 1550 году со всей земли в Москву съехались выборные, и Иван объявил, что невиновен в крови и слезах последнего времени, но все равно просит прощения за прошлое, он обещал стать защитником своему народу. Адашева он попросил собирать у народа жалобы от обиженных и назначить справедливых судей. В тот же год он занялся улучшением Судебника, который был составлен при его деде. А в 1551 году созвал церковный собор, чтобы уладить все внутрицерковные разногласия. В эти же годы ему удалось разбить войска крымского хана, дерзнувшего пойти на Москву, взять Казань и Астрахань. Но в 1554 году началась с приграничных стычек самая длительная, изматывающая и в целом бессмысленная война, получившая название Ливонской. Началась она с войны со Швецией, а переросла в войну с Польшей и Швецией. Иван видел в продвижении на запад необходимость для правильного устроения московского государства, но он не ожидал, что война за выход на Балтику обернется войной с сильной Польшей, включавшей тогда уже и все литовские земли. Из войны местного масштаба Ливонская сразу же превратилась в войну глобального масштаба. Она оказалась длительной, тяжелой, кровопролитной и практически не принесла никакого результата, хотя тянулась тридцать лет. В 1583 году по Ямм-Запольскому мирному договору никаких территориальных приобретений не было, зато северо-западная Русь практически обезлюдела, лежала в руинах – вот в такую войну ради будущего страны случайно ввязался Иван Васильевич. Он вел ее с переменным успехом и итоговым поражением практически всю свою жизнь. Но начиналось все даже еще как хорошо, шведы практически были разбиты, и если бы не безнадежный вопрос о выплате Дерптом дани, она бы и завершилась победой русского оружия. Но царь требовал дани, а Дерпт никак не мог ее заплатить. Несговорчивость Москвы и привела к тому, что в 1559 году шведы обратились за помощью к польскому королю, у которого с Москвой был нерешенный литовский вопрос – с временным перемирием, но без мира.

    Адашев и Сильвестр много раз убеждали Ивана, что Ливонскую войную пора заканчивать. Но если в вопросах моральных или законотворческих царь слушал своих приближенных, то в вопросах военных он даже и мысли такой не допускал. В ответ на призывы забыть о дани Иван обрушился на Сильвестра. Причина отстранения и опалы Адашева и Сильвестра была не только в военных несогласиях. Сильвестр сблизился с вельможами, он не любил жены Ивана Анастасии, но не это стало поводом к разрыву.

    Болезнь Ивана (1553 год)

    «В 1553 году Иоанн опасно занемог, – рассказывает Соловьев, – написал духовную и потребовал, чтоб двоюродный брат его князь Владимир Андреевич и бояре присягнули сыну его младенцу Димитрию; но Владимир Андреевич отказался присягать, выставляя собственные права свои на престол по смерти Иоанна и стараясь составить для себя партию; и когда некоторые верные Иоанну и семейству его вельможи вооружились за это против Владимира, то Сильвестр принял сторону последнего, а отец Алексея Адашева, Федор, прямо объявил, что они не хотят служить Романовым, родственникам царицы, которые будут управлять государством во время малолетства Димитрия. Больной Иоанн из своей спальни слышал, как в другой комнате бояре кричали: „Не хотим служить младенцу: нами будут владеть Романовы! “»

    В конце концов боярам было велено целовать крест Дмитрию, те покорились. На другой день царь им сказал: «Вы дали мне и сыну моему душу на том, что будете нам служить, а другие бояре сына моего на государстве не хотят видеть; так если станется надо мною воля божия, умру я, то вы, пожалуйста, не забудьте, на чем мне и сыну моему крест целовали: не дайте боярам сына моего извести, но бегите с ним в чужую землю, куда бог вам укажет; а вы, Захарьины! Чего испугались? Или думаете, что бояре вас пощадят? Вы от них будете первые мертвецы; так вы бы за сына моего и за мать его умерли, а жены моей на поругание боярам не дали».

    Андреевича, чтобы тот мог сам спокойно переговорить с царем и убедить того, что родственники жены приведут государство к гибели. Он стал подозревать Сильвестра в измене. Прежде небольшая трещина между царем и прежними друзьями стала только углубляться после поездки на богомолье. В эту поездку, не вынеся дороги, умер его маленький сын. А посетив Песношский монастырь, он зашел в келью поселившегося там еще в царствование отца Вассиана Топоркова. У этого человека, ум коего ценил Василий, он попросил совета, как ему царствовать.

    «Если хочешь быть самодержцем, – сказал ему Вассиан, – не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им».

    Иван учел совет.

    В 1560 году Сильвестра сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, а потом – на Соловки. Адашев же был послан в самую гущу событий, воеводой в Ливонию, там он и окончил свои дни.

    Смерть жены и начало репрессий (1560 год)

    – Сильвестра и Адашева. Несчастные писали к царю, требуя очной ставки, и обещали оправдаться, но их писем Ивану не передавали, напротив, говорили: «Если допустишь их к себе на очи, то очаруют они тебя и детей твоих; притом все войско и народ любит их больше, чем тебя самого, побьют тебя и нас камнями. Но если даже этого и не будет, то свяжут тебя опять и покорят себе в неволю. Так они тебя до сих пор держали в оковах, по их приказу ты пил и ел и с женою жил, не давали они тебе ни в чем воли, ни в большом, ни в малом, не давали тебе ни людей своих миловать, ни царством своим владеть. Если б не они были при тебе и тебя не держали, как уздою, то ты бы уже мало не всею вселенною обладал. Теперь, когда ты отогнал их от себя, то пришел в свой разум, отворил себе очи, смотришь свободно на все твое царство и сам един управляешь им».

    После смерти жены он сильно изменился. Начались пиры и пьяные загулы, Иван веселился, но никто и никогда не видел его веселым. Перемена была столь разительная, что сторонники Адашева и Сильвестра стали думать, будто царь попал в дурное окружение и нужно вернуть тех, кто прежде делал его разумным, за изгнанников стали просить. Те, кто просил, лишились собственной головы, были сосланы или дали подписку «о невыезде». Ни Сильвестра, ни

    Адашева Иван не вернул. Одному из «просителей» удалось бежать. Посланный в Ливонию в войско князь Курбский ускользнул глухой ночью, оставив в заложниках свою семью. Оттуда, из Польши, где он был принят при дворе Сигизмунда, то есть из вражеской страны, он пытался объяснить Ивану его ошибки, и на гневные послания получал гневные же отповеди. Диспутанты по разные стороны границы затрагивали все важнейшие вопросы – о роли царя, о государстве, о вере, о пути своей страны. Но, как, усмехаясь, жаловался опальный князь, спорить с Иваном оказалось бессмысленно: на четко поставленные вопросы он отвечал цитатами из Священного писания. Кто с тобой, царь, останется, спрашивал он, если ты всем рубишь головы, добро бы уничтожал врагов, но воюешь с друзьями? Иван же упрекал его в том, что тот бежал к врагам, так какой он тогда друг? А Курбский с гневом напоминал все «заслуги» Иванова рода:

    «Хотя я много грешен и недостоин, однако рожден от благородных родителей, от племени великого князя смоленского Федора Ростиславича; а князья этого племени не привыкли свою плоть есть и кровь братий своих пить, как у некоторых издавна ведется обычай: первый дерзнул Юрий Московский в Орде на святого великого князя Михаила Тверского, а за ним и прочие; еще у всех на свежей памяти, что сделано с углицкими и с ярославскими и другими единокровными, как они всеродно были истреблены – слышать тяжко, ужасно! От груди материнской оторвавши, в мрачных темницах затворили и поморили; а внуку тому блаженному и присновенчанному (Димитрию) что сделано? А твоя царица мне, убогому, ближняя родственница. Вспоминаешь о Владимире – брате, будто мы его хотели на царство: я об этом и не думал, потому что он был недостоин, но я еще тогда угадал грядущее твое мнение на меня, когда ты насильно взял сестру мою за этого своего брата в этот ваш издавна кровопийственный род».

    не один только Курбский? Что если крамола зреет внутри страны? Что если она подтачивает основы государства? Иван стал искать следы заговора и заговорщиков. Он стал искать способа понять, насколько сильна эта оппозиция его власти.

    Так появилась на свет опричнина.

    Опричнина (1564 год)

    «Выезд этот был не похож на прежние, – говорит Соловьев, – когда выезжал он на богомолье или на какие-нибудь потехи свои: теперь он взял с собою иконы и кресты, золотом и каменьями дорогими украшенные, сосуды золотые и серебряные, платье, деньги и всю свою казну; которым боярам, дворянам, ближним и приказным людям велел с собою ехать, тем велел взять с собою жен и детей; а дворянам и детям боярским, которых государь прибрал выбором изо всех городов, тем велел ехать с людьми, конями и со всем служебным порядком».

    – к Троице, от Троицы – в Александровскую слободу. В Москве тем временем никто ничего не понимал. О царе ничего не знали, писем он не присылал. И лишь через месяц в Москву явился гонец, который привез митрополиту список боярских измен. Смысл послания, по Соловьеву, был таков:

    «Царь гнев свой положил на богомольцев своих – архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр своих, на дворецкого и на конюшего, на окольничих, казначеев, дьяков, детей боярских и на всех приказных людей за то, что после отца его бояре и все приказные люди его государства людям много убытков делали и казны его государские расхитили, а прибытков казне его государской никакой не прибавляли. Бояре и воеводы земли его государские себе разобрали, друзьям своим и родственникам роздали; держа за собою поместья и вотчины великие, получая жалованья государские, кормления, собравши себе великие богатства, о государе, государстве и о всем православном христианстве не желая радеть и от недругов оборонять, вместо того христиан притесняли и сами от службы начали удаляться. А захочет государь бояр своих или приказных, или служивых людей понаказать, духовенство, сложась с боярами, дворянами и со всеми приказными людьми, государю по них же покрывает. И царь от великой жалости сердца, не могши их многих изменных дел терпеть, оставил свое государство и поехал где-нибудь поселиться, где его бог наставит».

    заголосил: как же теперь жить без царя, как самим управляться? Все – и бояре, и простые люди – умоляли митрополита скорее отправиться в Александрову слободу, чтобы призвать царя в Москву, потому как иначе смерть, и пусть он владеет государством, как желает, а изменников и лиходеев народ обещал своими руками пустить в расход. Митрополит вместе с московским духовенством отправились на поклон в Александрову слободу.

    «Иоанн челобитье их принял с тем, – пишет Соловьев, – что ему на всех изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить, имение их брать в казну и учредить себе на своем государстве опричнину: двор и весь свой обиход сделать особый; бояр, окольничих, дворецких, казначеев, дьяков, всяких приказных людей, дворян, детей боярских, стольников, стряпчих и жильцов назначить особых; во дворцах – Сытном, Кормовом и Хлебенном – назначить особых ключников, подключников, сытников, поваров, хлебников, всяких мастеров, конюхов, псарей и всяких дворовых людей на всякий обиход; наконец, стрельцов назначить себе особых же. Назначены были города и волости, с которых доходы шли на государский обиход, из этих же доходов шло жалованье боярам, дворянам и всяким дворовым людям, которые будут в опричнине; а если этих доходов недостанет, то брать другие города и волости; в опричнину собрать князей, дворян и детей боярских, дворовых и городовых 1000 человек; поместья им будут розданы в тех городах, которые взяты в опричнину, а вотчинников и помещиков, которым не быть в опричнине, из этих городов вывесть и дать им земли в других городах. Также в самой Москве взяты были в опричнину некоторые улицы и слободы, и в них велено было жить только тем боярам, дворянам и приказным людям, которые были отобраны в опричнину, а прежние обыватели переведены на другие улицы. Государство Московское, воинство, суд, управу и всякие земские дела приказал государь ведать боярам своим, которым велел быть в земских; князю Ивану Дмитриевичу Вельскому, князю Ивану Федоровичу Мстиславскому и остальным, конюшему, дворецкому, казначеям, дьякам и всем приказным людям велел быть по своим приказам и чинить управу по старине, а с большими делами приходить к боярам; если же будут ратные вести или земские великие дела, то боярам с ними приходить к государю. За подъем свой приговорил государь взять из земского приказа 100 000 рублей; а которые бояре, воеводы и приказные люди заслужили за великие измены смертную казнь, а иные опалу, у тех именье отобрать в казну; духовенству же, боярам и приказным людям все это положить на государской воле».

    Средство, придуманное Иваном, вполне соответствовало состоянию смятения, в котором он находился. Правда, историк указывает, что есть свидетельства, что опричнина была придумана не Иваном, а Василием Юрьиным и Алексеем Басмановым. Желая обезопасить себя от изменников, Иван не мог прогнать от себя всех бояр, он выбрал путь более простой – уйти самому, подбирая себе людей верных, готовых за царя на смерть. По всей стране начались казни. Опричное войско двигалось по всей земле, выжигая крамолу и измену. Наибольшей известности достиг главный исполнитель опричных обязанностей Малюта Скуратов. Это имя в народе повторяли шепотом. На самом деле опричное войско уничтожало не только «крамольных» бояр и вельмож, оно обрушивалось и на целые города. Когда в 1569 году до Ивана дошел слух, что Новгород готов передаться под руку Польши, в город тут же была отправлена разведка: и, действительно, там, где было указано в доносе, нашли за образом Богородицы в соборе Св. Софии таковую грамоту. Об этой грамоте потом говорили разное: и то, что новгородцы действительно хотели бежать от Москвы всем городом, и то, что это была ловкая подделка некоего Петра, который до точности скопировал подписи архиепископа и новгородских бояр, сам грамотку подложил и затем донес. Как бы то ни было, Иван воспользовался этим предлогом, чтобы окончательно добить Новгород. С 1471 года, даты первого разгрома, прошло уж столетие. Он двинул войска на север, по пути уничтожая кроме опального Новгорода Клин, Тверь, прочие городки.

    «2 генваря 1570 года, – говорит Соловьев, – явился в Новгород передовой отряд царской дружины, которому велено было устроить крепкие заставы вокруг всего города, чтоб ни один человек не убежал; бояре и дети боярские из того же передового полка бросились на подгородные монастыри, запечатали монастырские казны; игуменов и монахов, числом более 500, взяли в Новгород и поставили на правеж до государева приезда; другие дети боярские собрали ото всех новгородских церквей священников и дьяконов и отдали их на соблюдение приставам, по десяти человек каждому приставу; их держали в железных оковах и каждый день с утра до вечера били на правеже, правили по 20 рублей; подцерковные и домовные палаты у всех приходских церквей и кладовые именитых людей были перепечатаны; гостей, приказных и торговых людей перехватали и отдали приставам, дома, имущества их были опечатаны, жен и детей держали под стражею. 8 числа приехал сам царь с сыном Иваном, со всем двором и с 1500 стрельцами, стал на торговой стороне, на Городище. На другой день вышло первое повеление: игуменов и монахов, которые стояли на правеже, бить палками до смерти и трупы развозить по монастырям для погребения. На третий день, в воскресенье, Иоанн отправился в кремль к св. Софии к обедне; на Волховском мосту встретил его, по обычаю, владыка Пимен и хотел осенить крестом; но царь ко кресту не пошел и сказал архиепископу: „Ты, злочестивый, держишь в руке не крест животворящий, а оружие и этим оружием хочешь уязвить наше сердце: с своими единомышленниками, здешними горожанами, хочешь нашу отчину, этот великий богоспасаемый Новгород, предать иноплеменникам, литовскому королю Сигизмунду-Августу; с этих пор ты не пастырь и не учитель, но волк, хищник, губитель, изменник, нашей царской багрянице и венцу досадитель“. Проговоривши это, царь велел Пимену идти с крестами в Софийский собор и служить обедню, у которой был сам со всеми своими, после обедни пошел к архиепископу в Столовую палату обедать, сел за стол, начал есть и вдруг дал знак своим князьям и боярам, по обычаю, страшным криком; по этому знаку начали грабить казну архиепископа и весь его двор, бояр и слуг его перехватали, самого владыку, ограбив, отдали под стражу, давали ему на корм ежедневно по две деньги. Дворецкий Лев Солтыков и духовник протопоп Евстафий с боярами пошли в Софийский собор, забрали там ризницу и все церковные вещи, то же было сделано по всем церквам и монастырям. Между тем Иоанн с сыном отправился из архиепископского дома к себе на Городище, где начался суд: к нему приводили новгородцев, содержавшихся под стражею, и пытали, жгли их какою-то «составною мудростию огненною», которую летописец называет поджаром; обвиненных привязывали к саням, волокли к Волховскому мосту и оттуда бросали в реку; жен и детей их бросали туда же с высокого места, связавши им руки и ноги, младенцев, привязавши к матерям; чтоб никто не мог спастись, дети боярские и стрельцы ездили на маленьких лодках по Волхову с рогатинами, копьями, баграми, топорами и, кто всплывает наверх, того прихватывали баграми, кололи рогатинами и копьями и погружали в глубину; так делалось каждый день в продолжение пяти недель. По окончании суда и расправы Иоанн начал ездить около Новгорода по монастырям и там приказывал грабить кельи, служебные домы, жечь в житницах и на скирдах хлеб, бить скот; приехавши из монастырей, велел по всему Новгороду, по торговым рядам и улицам товары грабить, анбары, лавки рассекать и до основания рассыпать; потом начал ездить по посадам, велел грабить все домы, всех жителей без исключения, мужчин и женщин, дворы и хоромы ломать, окна и ворота высекать; в то же время вооруженные толпы отправлены были во все четыре стороны, в пятины, по станам и волостям, верст за 200 и за 250, с приказанием везде пустошить и грабить. Весь этот разгром продолжался шесть недель. Наконец 13 февраля утром государь велел выбрать из каждой улицы по лучшему человеку и поставить перед собою. Они стали перед ним с трепетом, изможденные, унылые, как мертвецы, но царь взглянул на них милостивым и кротким оком и сказал: „Жители Великого Новгорода, оставшиеся в живых! Молите Господа Бога, Пречистую его Матерь и всех святых о нашем благочестивом царском державстве, о детях моих благоверных, царевичах Иване и Федоре, о всем нашем христолюбивом воинстве, чтобы господь бог даровал нам победу и одоление на всех видимых и невидимых врагов, а судит Бог общему изменнику моему и вашему, владыке Пимену, его злым советникам и единомышленникам: вся эта кровь взыщется на них, изменниках; вы об этом теперь не скорбите, живите в Новгороде благодарно, я вам вместо себя оставлю правителем боярина своего и воеводу, князя Петра Даниловича Пронского“. В тот же день Иоанн выехал из Новгорода по дороге в Псков; владыку Пимена, священников и дьяконов, которые не откупились от правежа, и опальных новгородцев, которых дело еще не было решено, отослали с приставами в Александровскую слободу».

    имущества, но городской мост не был использован для уничтожения горожан. Прожив так две недели, опричное войско ушло в Москву. В Москве началось слушание по новгородскому делу. Известно, что 180 человек было помиловано и многие казнены.

    В одной из летописей под 1574 годом имеется интересное известие о том времени:

    «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много, а головы метали под двор Мстиславского. В то же время производил царь Иван Васильевич и посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича (крещеного татарина, касимовского хана) и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях, и как приедет к царю Симеону, ссаживается от царева места далеко, вместе с боярами».

    Симеон Бекбулатович был в земщине царем недолго, однако даже после «отмены» этого царя и «возвращения» Иоанна опричнина никуда не делась. Отменить или оставить ее он завещал своим детям. Поскольку слово «опричнина» вызывало у народа приступ ужаса, со временем он просто дал ей иное именование – двор. Но суть управления от этого не изменилась: страна была объята страхом, доносчики доносили, пытошные мастера пытали. И не забывайте, что все это время страна находилась в состоянии войны с Польшей и Швецией.

    не отказал, но выжидал: он сам желал занять вакантный престол, соединив таким образом уже не два, как по Люблинской унии 1569 года соединились Литва и Польша, а три государства. Зная характер русского царя, можно было с уверенностью сказать, что на такую смертельную глупость паны бы не пошли. Царь не посылал представителей на сейм, но в то же время ничего не открывал полякам. За это время сейм склонился в сторону французского принца Генриха Анжуйского, впрочем, тот недолго был королем в Польше, и снова пришлось искать претендента на престол. Тогда Иван послал грамоты, и панам стало ясно, что царь предлагает собственную кандидатуру. Боясь, что в Речи Посполитой будет то же, что и в Московии, паны потребовали гарантий. Иван снова раздумывал. В конце концов паны нашли более удачного кандидата – Стефана Батория, трансильванского воеводу, он и был избран королем. Ивану это избрание принесло неприятности: Баторий сразу же возобновил войну с Москвой. Только героическая оборона Пскова в 1581 году спасла страну от полного разгрома. Оборону возглавлял князь Иван Петрович Шуйский.

    общих врагов. Посланный по этому поводу в Москву иезуит Поссевино быстро понял, что с таким непроходимым православием достичь понимания невозможно. Папа собирался помогать только в том случае, если Иван перейдет в католичество. Ни о какой латинской вере и речи идти не могло. Во время мирных переговоров, завершивших Ливонскую войну, Поссевино поддерживал не Ивана, а Батория. Иван на иезуита обиделся и стал искать союзников вдали от Рима. Очень в этом смысле его привлекала сильная морская держава Англия. Тем более что Иван собирался предложить этой заморской королеве брачные узы. Поняв, что Елизавета никогда не возьмет его в мужья, он стал думать о родственнице королевы, но из этого ничего не выходило, тогда царь решил, что Англия – остров и потому это хорошее место, если придется бежать в изгнание… Мысли у царя путались.

    К концу жизни он чудовищно изменился. Он впадал в ярость, иногда на него находил страх, иногда он оплакивал прошлое. Однажды в приступе сильного гнева он замахнулся на старшего сына Ивана, которого прочил в наследники после себя, ударил его посохом и… убил. Смерть любимого сына он переживал тяжело и мучительно. Кроме Ивана у него были только более младший Федор и совсем дитя Дмитрий от последней жены Марии Нагой, с которой он и собирался развестись, чтобы жениться на англичанке. Убитого сына царь пережил всего на два года. К этому времени он выглядел совершенным стариком, хотя было ему только 54 года.

    Раздел сайта: